Московский вокзал в Санкт-Петербурге - это место, откуда отправляются поезда в южных направлениях России, Абхазию, Калининград, Мурманск и многие другие. Здание вокзала входит в список культурного наследия народов России и находится под охраной государства.
История
Проект строительства принадлежит П.П. Мельникову, Н. О. Крафту и А. Д. Гоману. К реализации его приступили летом 1843 года, по указанию императора Николая 1. С этого вокзала планировалось запустить железнодорожное сообщение между Петербургом и Москвой. На тот момент вокзал получил имя Николаевский и состоял из главного корпуса и башни с флагштоком, а рядом располагались места жительства вокзальных служащих.
Архитектурные решения
Одним из нововведений в архитектуре вокзала стал спроектированный Константином Тоном дебаркадер - платформа, где останавливаются поезда. На основании проектов ратушей западной Европы здание вокзала было решено расположить по длине площади Восстания, придерживаясь круглой формы.
Несколько входов в здание расположены по периметру невысокой фасадной колоннады, на башне в центре здания установлены часы и флаг.
Изменения в планировке
Во второй половине 20 века со стороны Лиговского проспекта к вокзалу был пристроен павильон станции метро "Площадь Восстания"
В 1977 году в центре вокзала установили бюст на тот момент В. И. Ленина, но позже, в 1993 его заменили на известный сегодня бюст Петра 1.
Постепенно над платформами появились навесные крыши, а в 2003 году вокзал был оснащен системами питания пассажиров и внутренней торговли.
Совсем недавно изменения коснулись улучшению систем безопасности, усовершенствовали контрольные пункты досмотра, увеличилась пропускная способность детекторов, усовершенствовалась система внутреннего и наружного видеонаблюдения.
Повседневная жизнь вокзала
Сегодня с Московского вокзала курсируют поезда дальнего следования, а также пригородные поезда, в том числе "Ласточка" и "Сапсан". Для пассажиров обеспечивается комфорт, наличие кафе и магазинов, справочного бюро, автоматизированных касс для покупки билетов и бесплатный зал ожидания.
В 2021 году Московский вокзал стал лидером по пропускной способности пассажиров, за год его услугами воспользовались 7 миллионов человек. Так, он стал лидером среду петербургских вокзалов и существует информация о возможном расширении.